Ответы Зам. директора БЦ «ГРАНТ» Гильфанова Айдара на вопросы журнала «Мир Рынка»

1. В чем особенности антикризисного консалтинга и каким компаниям он необходим в первую очередь?

 К определению антикризисного консалтинга можно подойти двояко.
С одной стороны, особенностью сегодняшнего антикризисного консалтинга является то, что он проводится в период глобального экономического кризиса.
Условия финансового кризиса и экономического спада подталкивают многих руководителей к оптимизации бизнеса. Многие руководители и владельцы, кто сотрудничал с консалтинговыми компаниями, часто бывают удивлены тем, что пакет предлагаемых услуг существенно не изменился – всё сводится к снижению издержек, оптимизации бизнес-процессов, финансовому, управленческому учёту, обучению персонала – (что касается предложений тренинговых компаний). Некой панацеи от всего и вся и «волшебной» таблетки от кризиса и его последствий  пока никто не придумал.
С другой стороны, антикризисный консалтинг должен проводиться на предприятиях и при стабильной внешней экономической среде.
Внедрение управленческого учёта, оптимизация бизнес-процессов, стратегическое планирование – все эти работы компания должна была проводить и при благоприятной внешней экономической среде.
В этом ключе «антикризисный консалтинг» - это консалтинг - целью которого является повышение эффективности компании, оптимизации бизнеса вне зависимости от внешней         экономической ситуации.

   На наш взгляд основной особенностью сегодняшнего АК является быстрота и эффективность. В нынешних условиях компании не могут позволить себе потратить несколько месяцев на проработку какого-то проектного решения или задачи. Решение, совет, действия должны быть раньше и уж только потом тома отчётов и «картинок-графиков». Основной ресурс для адаптации компании к новым условиям – это время. Его сейчас, к сожалению, компаниям не хватает.
Сейчас консалтинг для компаний – это возможность использования через консультантов знаний и опыта многих предприятий, не тратя собственное время и время своих сотрудников. Ведь основные проблемы у подавляющего числа предприятий схожи.

2. Любая ли консалтинговая компания способна дать грамотный совет по ведению бизнеса именно в условиях кризиса?

  Здесь всё зависит от специалистов, от их опыта и количества и качества выполненных проектов. При выборе консалтинга компания Заказчик прежде всего должна обратить внимание на портфолио специалистов, консультантов, тренеров (если это обучение), которые будут выполнять проект и уж потом на различные регалии самой компании. Дипломы, первые места конкурсов, звания лучшая компания года и т.д. – это конечно всё хорошо и замечательно. Но работать Вам придётся именно с людьми, с консультантами и от их компетентности, в первую очередь, будет зависеть  «жизнь и здоровье» Вашей компании.  Те консультанты и компании, которые были успешны и компетентны при благоприятной экономической ситуации, те и будут способны дать грамотный совет и в условиях кризиса.

3. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлением недобросовестной конкуренции на рынке консалтинговых услуг, в том числе и в сфере антикризисного консалтинга? Если да, то в чем она проявлялась?

 В первую очередь – это вопрос этики. Если разграничить консалтинг на внедренческие проекты –  (аудит, оптимизация бизнес процессов, бизнес планирование, внедрение финансового и управленческого учётов с одной стороны и обучение персонала с другой, то по нашему опыту мы не сталкивались с проявлением недобросовестной конкуренции в сегменте «внедренческого» консалтинга.
Есть  пример в сфере бизнес-образования – многие тренинговые и бизнес-образовательные центры начали предлагать различные антикризисные семинары и тренинги. Видимо подумали: «Если клиенты не покупают тренинги из-за финансовых проблем, может быть, стоит продавать им программы по управлению этим самым пресловутым кризисом ?». Хотя, по сути, многие программы это просто те же самые, но с прибавкой словосочетания «Антикризисный». Большинство из них появилось в последние месяцы и создаётся впечатление, что составлены они наспех. Обучение работе в условиях кризиса – это конечно замечательно, но на наш взгляд антикризисных предложений краткосрочных образовательных программ не должно быть в таком количестве. Да, рынок бизнес-образования, естественно будет переживать не самые лучшие времена, но «судорожное» прибавление словосочетания «антикризисный» к программам и спешное их перекраивание  не выход. Нужно искать новые форматы работы с Заказчиками, усилить внимание на индивидуальный подход при обучении персонала. К тому же есть тематики, которые были, есть и будут актуальны в любой экономической ситуации. Например  - те же тренинги по продажам. Как была востребованность на подготовку квалифицированных «продажников», так она и осталась.

4. Чем чревато для компаний сотрудничество с нечистоплотными или непрофессиональными консалтинговыми агентствами. Если это возможно, приведите примеры.  

  Что останавл ивает многих директоров и владельцев при решении работы с консалтинговой компанией? Заказчик не может «подержать в руках» то, что ему предлагают. По настоящему, оценить качество услуги он может только после получения услуги.  Минимальный вред, который может получить компания, сотрудничая с нечистоплотными или непрофессиональными консалтинговыми агентствами - это впустую «выброшенные» деньги! Более драматичный сценарий, если работа консультантов абсолютно перенаправит вектор развития компании, если будет принято неправильное управленческое решение, то через некоторое время подобная ошибка может привести к серьёзным потерям. Правда отдельный бездарный консультационный проект вряд ли будет «летальным» для крупной компании, однако это «больно» ударяет по имиджу самой профессии консультанта. «Чистоплотные» и профессиональные консалтинговые компании всегда отказываются от проекта, если чувствуют, что не смогут его выполнить на все 100% или если знают, что по данной узкой направленности проекта есть компания с гораздо большим потенциалом и профессиональными консультантами.  В конце концов в глазах Заказчика честным и обоснованным отказом от такого проекта вы только заслужите доверие и уважение. 

Зам. директора БЦ «ГРАНТ»  
Гильфанов Айдар

Понравился материал? Поделись с друзьями!