Рубрика «Диалоги о воспитании»: Как воспитать успешную личность.

 

Президент общественной организации «Деловые женщины Республики Татарстан» Лиана Саетова (Сайт: DGRT.ru ) в очередной раз пригласила Гильфанову Фариду Фаязовну дать интервью на актуальную сегодня тему о воспитании молодежи.

 

 

Лиана Саетова

 

Фарида Фаязовна является руководителем компании Бизнес-центр «Грант» и более 14 лет оказывает услуги в сфере бизнес-образования: проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, мастер-классов для предприятий индустрии гостеприимства и деловой сферы.

 

 

Фарида Гильфанова

Лиана Саетова: Почему Вы решили обратиться к данной теме именно сейчас?

Фарида Гильфанова: Большой опыт работы в школе учителем русского языка и литературы, классным руководителем дал возможность наблюдать становление личности в разные периоды развития нашей страны. Педагогическое и психологическое образование, опыт и практикум применения позволили мне с полным правом обратиться к данной теме.

В течение 14 лет я обучаю персонал предприятий в различных регионах России. И по роду деятельности мне приходится общаться с людьми разного статуса и возраста.

Сегодня СМИ и социальные сети активно навязывают образ суперуспешного человека – богатого, востребованного, с широкими полномочиями и возможностями. Подростки и юноши, стремясь доказать свою исключительность, со временем теряют свою индивидуальность. В итоге, общаясь с ТОП-менеджерами, я слышу не о том, насколько они счастливы и успешны, а то, насколько они эмоционально истощены, как устали от этой вечной «гонки» за благополучием.

На сегодняшний день – это проблема целого поколения, которая называется «синдромом хронической усталости». То ли еще будет, если мы не возьмемся за воспитание наших детей и не научим их фильтровать информацию, прислушиваться к себе.

Лиана Саетова:  Ваше мнение о современной молодежи? На какие проблемы сегодня стоит обратить внимание?

Фарида Гильфанова: У молодого поколения поменялись ценности и жизненные ориентиры. Мотивация, в основном, на «дай». По сути, сегодня мы имеем поколение потребителей, которые хотят получить как можно больше благ здесь, сегодня и сейчас. Конечно, это относится не ко всем. Но это – общая тенденция. Молодое поколение не ориентировано на прогресс освоения чего бы то ни было, не настроено проявить себя чрез какой-то промежуток времени. И, как следствие, - часто меняет места работы, ищет себя. Это стало модным – искать себя.

Являясь руководителем Образовательного центра, я на практике, обучая персонал, продолжаю наблюдать за тем, как меняются приоритеты у каждого нового поколения и насколько стало сложнее воспитывать целеустремленных личностей.

В итоге, мы имеем информационный перегруз, который дети в силу своих физических возможностей не в состоянии переварить. Все это дает возможность ухода в собственный мир и дистанцированносться от внешнего влияния семьи (это своего рода – психологическая защита).

Дети и подростки сейчас мало читают. Общее развитие оставляет желать лучшего. И, как итог, их сильная сторона в том, что они - технически грамотны, а слабая – духовно ограничены и трудно адаптируются в жизненных ситуациях.

Сильное влияние извне формирует стереотип «странника», который ищет путь, не зная дороги (цели в жизни) и наивно полагает, что поиск самого себя – это и есть жизнь. А ведь главное для человека – это самовыражение. То есть использование своего потенциала, данного природой. В результате - внутренний стержень не формируется должным образом, чтобы стать просто счастливым человеком.

Лиана Саетова: Как именно могут помочь родители?

Фарида Гильфанова: Первое, нужно прислушаться, присмотреться к своему ребенку. По возможности – познакомиться с детской возрастной психологией – поэтапным развитием.

Второе, не проецировать на ребенка свои желания и мечты. Каждый человек индивидуален.

В-третьих, постараться определить сильные стороны характера, развивать слабые. Например, один ребенок очень активный, но его еще нужно научить трудиться на бытовом уровне. Другой – застревает в деталях, в таком случае его необходимо научить видеть картину шире, ставить долгосрочные цели, задачи и поэтапно идти к ним. Так воспитывается доведение любого дела до конца. Кто-то прыгает через 3 ступеньки, пропуская важное. В этом случае нужно «развернуть» к тому, что он пропустил. До 12 лет ребенка воспитывает, в основном, семья, а позже – социум.

Еще очень важно – чтение и еще раз чтение. Не по смартфону или гаджетам, а именно - по книгам. Осмысленное чтение книги помогает адаптироваться в жизни.

В-четвертых, по мере возможности, быть рядом, не вторгаясь в личное пространство. Особенно в подростковом возрасте. Ненавязчиво, без лишней опеки, направлять на путь истинный – с детства научить расставлять приоритеты: что для тебя сегодня главное? А завтра» А через год? Дать возможность проявить себя, ставить в будущем достижимые цели.

Навыкам воспитания своих детей молодым родителям нужно учиться. Четкий алгоритм действий в тех или иных ситуациях с детьми в любом возрасте выстроится в голове у родителей тогда, когда они будут знать основы воспитания и стараться их применять.

Хотелось бы пожелать всем молодым родителям терпения и любви, мудрости и понимания внутреннего мира своих детей. Удачи и благополучия!

Лиана Саетова: Благодарю за столь интересный и полезный диалог о воспитании наших детей.

 

июнь 2020г.

Понравился материал? Поделись с друзьями!